Амбулаторная когнитивно-поведенческая психотерапия игровой зависимости
Бурдин М.В., Обросов И.Ф.
Личность и здоровье в эпоху новых ценностей. Материалы международной научной конференции, посвященной 20-летию Республиканского психотерапевтического центра Чувашии. Вестник психиатрии и психологии Чувашии, 2007 г. с.91-94
Широкое распространение игровой зависимости  (гемблинга) в последние годы привело к необходимости формирования адекватных психотерапевтических  подходов к этой проблеме, поскольку психотерапия является ведущим методом  лечения аддиктивных расстройств. Настоящее сообщение базируется на анализе 80  законченных случаев амбулаторной психотерапии игровой зависимости. 
                Основная программа когнитивно-поведенческой терапии  (КПТ) включает в себя следующие этапы:
                1. Начальный (диагностический) этап состоит из 2-3 первичных  консультаций психотерапевта (при сопутствующей химической зависимости - и  психиатра-нарколога). В консультации участвует пациент и члены его семьи.  По итогам первичной консультации проводится  экспериментально-психологическое исследование, составляется индивидуальный план  лечения, договор между психотерапевтом и пациентом, договор между пациентом и  членами его семьи. 
                2. Базовый курс проводится в течение 5-6 недель и  состоит из не менее 8 индивидуальных сессий и 2 сессий семейной психотерапии.  Индивидуальная психотерапия заключается в проведении серии консультаций,  самостоятельной работы пациента в виде ведения «дневника автоматических  мыслей», самоотчетов, выполнения заданий психотерапевта по выработке новых  поведенческих навыков. Семейная психотерапия организуется с участием  максимального количества членов семьи пациента и направлена на  выявление патологических коммуникаций внутри  семьи. Цели базового курса:
                -  формирование  у пациента адекватного представления о своем заболевании, преодоление  анозогнозии, понимание необходимости длительного лечения и ограничительного  поведения;
                - осознание внутренних механизмов патологического  игрового поведения, связь их с иррациональными установками, эмоциональным  состоянием пациента;
                -  выработка  навыков самоконтроля, эффективных способов совладания с патологическим азартом  (копинг-стратегий) и проверка их на практике;
                - коррекция нарушенных семейных взаимоотношений,  создание в семье пациента обстановки, способствующей преодолению зависимости;
                - психотерапевтическая поддержка близких пациента, выявление  и коррекция созависимости.
                3. Поддерживающая психотерапия. Этап поддерживающего  лечения проводится от 3 до 6 месяцев и более. Его цели: адаптация пациента к  новым условиям жизни, совершенствование навыков коррекции своего эмоционального  состояния, профилактика рецидивов, дальнейшее улучшение семейных  взаимоотношений.
                Практика проведения КПТ показала наличие нескольких  типов игровой зависимости, различающихся по изначальным  социально-психологическим характеристикам, характеру формирования зависимости, базовым дисфункциональным убеждениям (БДУ),  отношению к терапии и т. д. 
                Тип 1. Пациенты в возрасте 16-25 лет, как правило,  студенты, проживающие в родительской семье или тесно с ней связанные,  находящиеся  на полном или частичном  иждивении родственников. Инициаторы обращения за медицинской помощью – родные.  Игровые эпизоды не связаны с другими видами зависимого поведения. БДУ – «Я –  особенный», первоначальное отношение к терапии больше формальное, особенности  терапии – акцент на семейной форме, стимулирование взятия на себя  ответственности за свою жизнь и преодоление созависимости. 
                Тип 2. Пациенты в возрасте 22-56 лет, как правило,  имеющие среднее специальное образование, являющиеся (или являвшиеся в прошлом)  кормильцами семьи. Инициаторы обращения за медицинской помощью – сами пациенты.  Игровые эпизоды не сочетаются с употреблением психоактивных веществ, но в  анамнезе – часто алкогольная зависимость, леченная сенсибилизирующими методами  или «кодированием». БДУ – «Я должен восстановить справедливость», отношение к  терапии заинтересованное, особенности терапии – акцент на преодолении анозогнозии  и развитии навыков совладания с патологическим азартом. 
                Тип 3. Пациенты в возрасте 20-43 лет, имеющие (или  имевшие в прошлом) собственную семью и к моменту обращения находящиеся на  иждивении супруга или родителей, они же инициаторы обращения за помощью.  Игровые эпизоды часто сопровождаются употреблением алкоголя или наркотиков,  имеется органический фон (последствия ЧМТ и т. д.). БДУ – «Мои неприятности  случайны, я не несу ответственности за свою жизнь». Отношение к терапии –  формальное или негативное. Особенности терапии – расширенный мотивационный  этап, преодоление созависимости и лечение сопутствующей патологии. 
                Не претендуя на полноту, это разделение демонстрирует  необходимость дифференцированного (личностно-ориентированного) подхода к терапии  и возможность КПТ обеспечить эту дифференциацию.   
                Таким образом, применение когнитивно-поведенческой  психотерапии в специфических условиях амбулаторного приема допустимо и  заслуживает дальнейшего изучения с точки зрения эффективности и границ использования  этого метода. Особый интерес представляет катамнестическое изучение таких  пациентов. 

